November 12, 2020

История эльфов

Краткая история эльфов, древнейшей расы разумных существ Сарнаута.

Введение

Какими только эпитетами не награждают эльфов и враги, и союзники: гедонисты и эпикурейцы, развратники и прожигатели жизни, интриганы и снобы…  Не все способны понять и принять их, но только невосприимчивые к прекрасному орки не восторгаются их красотой, грацией и изяществом.

Гибберлинги-путешественники по-детски восхищаются крыльями эльфов: «Эх, нам бы такие, уж мы бы весь мир облетели!».

Восставшие Зэм ревниво относятся ко всем магическим достижениям эльфов, видя в них своих главных конкурентов в процессе познания и изменения мира.

Для канийцев главный предмет зависти — это эльфийские произведения искусства, с которыми ничто не сравнится.

И нет хадаганца, который хоть раз в жизни, рассматривая контрабандные эльфийские товары или внимая слухам об оргиях на эльфийских аллодах, не проклинал свой день рождения, в который его угораздило родиться не эльфом.

Кто же они — эти прекрасные златоокие крылатые создания, способные заворожить песней, ослепить магией, смутить разум своим поведением?

Старая Эра

Летоисчисление эльфов

В мире аллодов существует деление на Старую и Новую Эру. Если началом Новой Эры стал Великий Катаклизм, то об исходной точке Старой Эры мало кто задумывается. А между тем многие даты в официальном историческом календаре имеют вполне точную привязку: 2570 год — формирование Кании, 2910 год — начало истории Хадагана. А самая ранняя дата истории относится к 350 году. В этом году в мире появились эльфы — первая разумная раса Сарнаута.

В 2743 году один из эльфийских Великих Магов по имени Найан, входящий в Конклав, опубликовал «Летописи минувшего», которые и легли в основу принятого в мире летоисчисления. Большая часть «Летописей» посвящены истории эльфов, и именно этот документ является главным источником знаний о древнейшей расе мира.

Однако значительная часть истории эльфов утрачена и большая часть событий прошлого является реконструкцией на основе немногих сохранившихся документов и смутных воспоминаний. В едком и саркастичном предисловии к своим «Летописям» Найан сам пишет о том, что не может поручиться за точность приведённых им сведений. К сожалению, кроме этого документа опереться более не на что.

Битва за Красоту (350—1700 гг.)

Красота всегда была самым важным понятием в мироощущении эльфов. Она стала критерием для всего — поступков, одежды, философии. Как считает Найан, единой точки зрения на то, откуда появились эльфы, и почему Красота стала такой важной для его расы, не было и в те далёкие времена. Эльфы просто жили в прекрасном, удивительном мире, красота окружала их, сами они были прекрасны, и не было никого и ничего, кто мог бы нарушить эту гармонию.

Мир был идеален. Откуда-то (здесь Найан особенно язвителен по отношению к своим предкам) эльфы знали о том, что миру всего 350 лет, и с них этого знания было достаточно.

Эльфы осваивали окружающий их мир и всё чаще им стали встречаться явления, уродующие его (Найан с присущей ему ироничностью живо описывает шок эльфов от первой встречи с диким троллем). Чем больше эльфы осваивали Сарнаут, тем больше они находили примет Уродства.

Не все встреченные ими существа были ужасны — известно, что эльфы с большим пиететом относились к авиакам, а некоторые находили особую прелесть в холодной красоте ламий. И уже тогда эльфы начали предпринимать попытки изменить природу, вернуть себе наивное и завораживающее чувство идеальности мира. Так началась Битва за Красоту.

Найан считает, что предки его были обречены на проигрыш в этой схватке. Чем дальше они продвигались в исследовании мира, тем больше становилось врагов. И тем неизбежней становились компромиссы. И главным компромиссом стал союз с джунами.

Джуны — первое человеческое племя, встреченное эльфами. Эльфы смотрели на джунов, как в кривое зеркало: внешне люди были очень похожи на них, но не были, по мнению эльфов, настолько же прекрасны. Но это был потенциальный союзник в борьбе с Уродством. Эльфы смогли внушить джунам свои идеалы, стали их наставниками и обучили магии, в которой были искусны.

Всё изменилось, когда эльфы и джуны впервые столкнулись с Драконами.

Изменение (1700—2100 гг.)

Драконы были прекрасны. Удивительный сплав грации, хищной красоты, ледяной уверенности в своих силах и небывалого могущества. Идеал. Хозяева мира. Была только одна проблема: эти хозяева убивали эльфов, джунов, авиаков, троллей — всех. И эльфы видели этому лишь одно объяснение: Драконы исповедуют те же принципы, что и они сами, уничтожая всё, что не дотягивает до их идеала Прекрасного. С точки зрения Драконов, эльфы — Уродство.

Союз эльфов и джунов дал трещину. Джуны не хотели становиться жертвами Красоты, они хотели жить и властвовать. Джуны объявили войну Драконам. Эльфы не могли стать их союзниками на этом пути — вся их философия, все их жизненные принципы требовали от них самих смерти во имя Красоты. Но не так-то просто совершить самоубийство целой расе. И эльфы нашли очередной компромисс (последний компромисс в их истории, как считает Найан).

Эльфы — одна из самых магически одарённых рас в мире. Уже в те времена эльфам были известны многие секреты волшбы, что и по сей день являются тайным знанием Великих Магов. Выход из сложившейся ситуации был найден — эльфы решили измениться, стать подобными Драконам, стать такими же Прекрасными.

К 1900 году всё было готово для Изменения. Дома эльфов стали магическими инкубаторами, где эльфы должны были пройти череду изменений, делающих их равными Драконам. Не такими же, но равными: живущими ещё дольше (средняя продолжительность жизни эльфа до Изменения равнялась 150 годам), не увядающими со временем (долой старение — оно уродует!), более ловкими и сильными (главным оружием эльфов была магия, а не физическая сила) и самое главное — крылатыми. Полёт Дракона поистине завораживал древних эльфов, и их главной мечтой была возможность обрести крылья. Процесс магического Изменения должен был занять около 200 лет.

Новые эльфы (2100 г.)

Так появились новые эльфы. Не всё прошло так, как задумывалось: срок жизни увеличился вдвое, старение наступало за несколько месяцев до смерти, а появившиеся крылья давали возможность лишь невысоко парить над землёй. Несомненно, что скорректировав процесс Изменения, запустив его ещё раз, рано или поздно эльфы достигли бы всех поставленных целей. Вот только надобность в них уже отпала: мир изменился. Джуны уничтожили почти всех Драконов, но и их цивилизация погибла от таинственного Проклятья. Новые человеческие расы начинали осваивать мир. А эльфы вновь были самыми прекрасными существами Сарнаута.

Но самое главное: Изменение коснулось не только их физиологии, изменилась и психология эльфов. Гибель Драконов, самых прекрасных существ мира, доказала, что Красота не является поводом и причиной для выживания одних и гибели других. Не является этим и Сила: джуны, победители Драконов, тоже погибли.

Что же остаётся? Да, ничего. Нет в этом мире ничего, что давало бы право на жизнь. Всё может случиться, все могут погибнуть. Значит, единственно разумное — просто жить и брать от жизни всё, что она может дать. Так в жизнь эльфов вошло понятие Удовольствия — как единственно достойной цели для смертного.

Эльфы начали свою жизнь заново. Они постарались забыть прошлое и преуспели в этом. В своих «Летописях» Найан отмечает, что история их расы началась в 2100 году заново. Прошлое — полузабытый детский счастливый сон. Эльфы проснулись и начали свою жизнь почти с чистого листа. «Вот почему в истории мира и истории эльфов так много белых пятен, — сетует Найан. — Но это всё, что у нас есть и нет никого, кто мог бы рассказать о прошлом более, чем древние эльфийские рукописи моей библиотеки, коих сохранилось так мало».

Волшебники мира (2100—4015 гг.)

Именно среди эльфов появились первые Великие Маги, сумевшие слить воедино все три известных вида волшбы: магию смерти, позволяющую повелевать мертвыми и призывать себе на помощь павших, магию разума, дарующую власть над другими существами, и элементальную магию, награждающую способностью повелевать стихиями. В 2298 году был образован Конклав Великих Магов, основателями которого были именно эльфы. Лишь позже к ним присоединились люди, первым из которых был Скракан, приведший за собой Тенсеса и Незеба — двух будущих вождей Кании и Хадагана.

В этот период времени эльфы охотно делились с людьми своими знаниями: среди их учеников были и некроманты Зэм, хотя контакты эльфов с этим народом были минимальны. По иронии судьбы цивилизация Зэм вымерла за несколько лет до того, как Великие Маги открыли секрет долгой, почти вечной жизни. Впрочем, скорей всего это не спасло бы их от гибели: секрет долгой жизни — одна из самых охраняемых тайн Конклава, и лишь Великие Маги обретают эту способность. Известно лишь, что обретение этого дара неразрывно связано с самим обрядом посвящения в Великие Маги, а потому «почти бессмертие» было и остаётся уделом избранных.

Далеко не всем эльфам хватает упорства и желания, чтобы потратить часть своей жизни на обучение и стать Великим Магом. Но все они владеют одним или несколькими видами волшбы, и магия является неотъемлемой частью их жизни. Рассеянные по всему миру эльфы стали образовывать Дома-семьи, каждый из которых жил по своим законам и правилам.

Великий Катаклизм, расколовший мир на аллоды, расколол и общество эльфов. Эльфийские дома оказались оторваны друг от друга и некоторое время находились в изоляции. Но именно благодаря эльфам (кроме того, что Найан - автор «Летописей», он ещё является и одним из авторов магического ритуала удержания астрала, что положило начало спасению мира) наступление астрала было остановлено, а мир спасён от гибели.

Новая Эра

Великий Бал

Основы эльфийской государственности были заложены ещё до Катаклизма, на Балах-встречах эльфов из разных семей. Это были грандиозные праздники, способные поразить самое разнузданное воображение. Магия во всех проявлениях царила на этих Балах, а в кулуарах решались важные политические вопросы. Именно тогда были заложены основы Большой Игры, которая впоследствии стала основным занятием эльфов. Если сначала все интриги крутились вокруг членства в Конклаве, то постепенно Большая Игра стала захватывать и другие аспекты жизни эльфов.

После Катаклизма эльфы потеряли множество сородичей. Великий Бал уже не мог называться Великим и через несколько сотен лет был переименован в Бал Восьми Домов. Это были те семьи, которые быстрее других приспособились к изменённому миру и путём интриг, слияний и магических дуэлей отвоевали себе право заправлять Балом.

Фактически власть находится у глав восьми Домов, причем, чем влиятельней дом, тем весомее его голос. Все важные вопросы решаются на официальных приемах и балах, устраиваемых Семьями большой восьмерки, включая и вопросы внешней политики. А вопросов много.

В 707 году объединенные силы Хадагана и орочьих племён, во главе которых стоит Родогор, захватывают аллод Грох, принадлежащий одной из эльфийских семей. Великий маг Клод ди Вевр — несостоявшийся наставник Родогора в магическом искусстве, убит. Дом ди Вевр входит в число восьми влиятельных домов и созывает внеочередной Бал. Именно на этом Балу принято решение о союзе с Канией.

В 725 году эльфы и канийцы вместе пытаются противостоять Империи в битве за аллод Кеч.

В 765 году у берегов аллода Дома ди Грандер высаживается первый корабль гибберлингов. В результате одной из самых красивых комбинаций, длившейся более 30 лет, Дом ди Грандер занимает лидирующее положение на Великом Балу, а гибберлинги присоединяются к союзу эльфов и канийцев. Так формируется Лига, в активе которой теперь есть секрет астральных путешествий.

В 823 году во главе Бала становится Дом ди Ардер. Первый астральный корабль, выстроенный волшебниками этого дома, способный противостоять опасностям астрала, обеспечивает победу в Большой Игре. Сам корабль становится прототипом для постройки первого астрального флота Лиги.

Открытие возможности путешествия через астрал (с помощью гибберлингов) заставляет эльфов искать по всем аллодам залежи метеорита. Причины этому лежат как в социальной сфере, так и в сфере «служения красоте».

Во-первых, среди эльфов немало Великих Магов, способных удерживать аллоды. Держать аллод — великая честь и большие возможности для Семьи, и за право быть держателем эльфийского аллода идёт особенно ожесточённая Игра между семьями. Но количество аллодов ограничено, и потому далеко не всем способным к этому хватает работы.

Во-вторых, астрал всегда приковывал внимание эльфов своей непознаваемостью, странностью и завораживающей красотой. Возможности исследования астрала в силу его природы очень ограничены, но и то, что удалось выяснить эльфам, давало основания предполагать, что они имеют дело с некой «изначальной материей», научившись управлять которой, можно научиться и создавать Живое. Это стало бы воистину венцом «служения Красоте». А путешествия по астралу давали возможность изучать его, и, в итоге, — постичь его тайну.

И в 901 году власть переходит к дому ди Дусер. Именно они становятся инициаторами нападения на аллод Кирах. Это и возмездие Империи, и операция по захвату богатейших залежей метеоритного железа. Формальным поводом для атаки решено считать бедственное положение гоблинов на аллоде. Лига выступит в качестве спасителей этого угнетаемого племени, а заодно захватит залежи метеоритов. Подготовка к вторжению ведётся в строжайшей тайне.

В 909 году флот Лиги высаживает десант на аллоде Кирах, а через четыре месяца войны, уже в 910 году происходит событие, меняющее мир навсегда.

Последнее столетие

История эльфов в последнее столетие неразрывно связана с историей Лиги. Вместе с канийцами и гибберлингами эльфы сражаются с демонами, восстанавливают разрушенный мир, отражают нападение Империи в 957 году. Эльфы раскрывают тайну «астральной энергетики» (и вновь дом ди Ардер побеждает в Большой игре благодаря своим высочайшим познаниям в магии), строят новый астральный флот Лиги. Именно этот флот в 966 году отправляется в Великий Астральный поход и на палубах кораблей, отплывающих на верную смерть, можно было увидеть немало эльфов.

Как неотъемлемая часть Лиги, эльфы вместе со всеми вступают в XI век Новой Эры.

Ценности эльфов

Немногие могут похвастать тем, что понимают эльфов. Большинство считает их просто заносчивыми, распутными, самовлюблёнными снобами. И если канийцы и гибберлинги научились жить в соседстве с древнейшей расой мира, то в Империи ненависть к эльфам — самое обычное дело. И действительно, многие внешние аспекты жизни эльфов могут взывать раздражение у непосвящённого в их философию.

Эльфы считают себя самыми прекрасными созданиями в мире. Большая часть представителей других рас, конечно, оспорит это утверждение, поставив на первое место себя. Но на втором месте будут эльфы. Так что, если отбросить патриотический субъективизм, эльфы действительно прекрасны.

Эльфы живут дольше всех. Быть может, восставшие Зэм в будущем смогут оспорить это заявление, но пока это факт. Впрочем, пока никто кроме самих Зэм не готов платить их цену за бессмертие мёртвого.

Всё самое прекрасное, что есть в мире, создано эльфами. Архитектура, литература, живопись, даже такие банальные вещи, как одежда или обувь. И пусть хадаганцы превозносят монументальность своих зданий, а канийцы восторгаются святой силой икон — всё равно, каждый из них помнит свои ощущения от первой встречи с эльфийским. И в глубине души знает, что его творчество — копия.

Эльфы богаты. За тысячелетия своей истории они сумели скопить огромные запасы сокровищ и редких магических артефактов. Изделия эльфов стоят дороже, чем их аналоги. Поговаривают, что эльфам известен главный алхимический секрет превращения других элементов в золото.

И самое главное — никто не умеет так брать от жизни всё, что она может дать. Простодушным гибберлингам не хватает изысканности, Восставшим Зэм — возможности, канийцам и хадаганцам мешают вековые традиции и предрассудки.

А орки… Ну, эти вообще не понимают, о чём, собственно, речь. И только эльфы способны так изысканно получать удовольствие от жизни, смакуя и пробуя всё, до чего могут дотянуться: начиная от экзотических кушаний и свободного образа семейной жизни и заканчивая невиданными магическими экспериментами, внушающими восторг и благоговение.

Одним словом, эльфам завидуют. Завидуют, потому что они — иные. А между тем, если разобраться, все основы эльфийского мировоззрения, а, следовательно, и образа жизни кроются в их истории и в их природе.

Красота и Удовольствие — главные ценности эльфов. Соединяясь, они и определяют правила игры. Жизнь, пусть и долгая, даётся один раз, и прожить её надо красиво. Вот и всё.

Взять хотя бы для примера Большую Игру эльфийских Домов. Семьи активно борются за влияние в большой восьмерке, но конкуренция должна быть красива. Интрига, изящный политический розыгрыш, неожиданный альянс — это доступные методы, и чем красивее комбинация, тем вероятнее ее успех. А вот подлость — это некрасиво. Быть может, поэтому правила игры выглядят запутанными для стороннего наблюдателя, но абсолютно прозрачны для участников.

Свои идеалы эльфы стараются донести и до других. В 864 году на Великом Балу была принята новая стратегическая доктрина культурной экспансии на другие расы. Причина такого решения лежит не только в плоскости захвата власти, но и в самой философии эльфов: они действительно считают, что своей деятельностью облагораживают мир. И они стремятся поставить остальные народы на «путь истинный», путь служения Красоте, её созидания и постоянного обновления.

Резюме

К 1010 году эльфы являются одной из трёх сил, удерживающих Лигу. Это сила магии, сила красоты, сила тысячелетнего опыта. Эльфы — прекрасные советники, смертоносные маги, а их культура и их ценности способны оказаться не менее сильным оружием в борьбе с Империей, чем астральные корабли.

Быть может, через века, новые историки, изучая этот период, с полным правом напишут в своих летописях: «То было время, когда Красота спасла мир».