November 14, 2020

Летопись Валиров

Это книга повествует о зарождении Кании, войне с орками, возникновении канийского дворянства и истории династии Валиров.

Глава первая «Летописи Валиров»

Откуда есть пошла канийская земля

Так начнем повесть сию.

Древен народ канийский, и никто не ведает, откуда пошло его начало. Известно только, что когда существовал Йул, ещё в старую эру, покуда мир был цел, жили они в северных лесах, да болотах, бескрайнем полесье, полном дичи. Иные народы боялись заходить сюда, так как мало кто знал тропы через гиблые топи.

Аро, так называли себя канийцы на заре времен, были храбрым и сильным народом. Но в ту пору миром правили иные силы. Могучие джуны создали свою империю южнее их владений. На западе же, земли Аро ограничивали пределы царства эльфов. Восток, где начинались бескрайние степени, был вотчиной жестоких орков.

Никто из них не покушался на родину Аро… Никто кроме драконов, огнедышащих змеев, что вели войну со всеми иными народами. Вредили они и прародичам канийцев. То была эпоха легендарных богатырей и полениц, воителей и воительниц, что защищали родной край. Но силы были неравны, и лишь дремучие дебри были защитой от полного уничтожения.

Всё изменилось, когда джуны уничтожили почти всех драконов. Очень быстро умножились племена Аро, возросли они числом несметным и стали им тесны родные леса да болота. А вскоре следопыты и торговцы донесли весть: и народ весь джунский сгинул, пропал, как будто его и не было. Пустыми стоят развалины их городов и крепостей. Снялся тогда с мест народ Аро и двинулся на юг…

***

Глава вторая «Летописи Валиров»

О том, откуда пришла Орда

О, светло светлая и красно украшенная земля канийская! Многими красотами дивишь ты: озерами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами частыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, селами дивными, боярами честными, вельможами многими, — всего ты исполнена, земля канийская!

Пришёл сюда народ Аро издалека, из-за лесов дремучих и болот топких. Много их было, считать-не пересчитать. Вели их за собой вожди, да князья. Было у них много говоров, и частенько не понимали они друг друга, хоть и язык их был во всем схож.

Ворогов было много у народа Аро – и вомперы да упыри им досаждали, и лесовики да лесавки вредили, тролли и людоеды зла немало приносили.

Но была всё же средь этих беда одна, самая лихая – и было имя ей орки.

Поганый народ, пришедши из степей бескрайних, занял многочисленные веси, оставленные людом джунским. А ведь, как говорят, некогда орки жили во степях на бреге моря белого. А когда прижали их джуны да драконы, так переправилось одно племя, которое стали звать Северным, через море-окиян, через льды и туманы в страну далекую, чьё имя Иса. Жили они там, не тужили, злодейства и грабежи учиняя, но вот поднялся народ тамошний, да выбил их.

Вернулись те Северные обратно, а тут оказалось, что пока не было их, умножилось число тех орков, кто тут остался. Не было больше джунов и драконов, вот и возросло число орочье несметно, от края до края полным полно.

И появился тогда среди Северных вождь, что объединил их всех, и стали тогда орки едины и было имя им – Орда.

***

Глава третья «Летописи Валиров»

Слово о погибели канийской земли

Плакали и горевали и по всей земле слышавшие о той беде. Как пришла Орда, так погибли многие города, сгинули многие племена и роды, и было видеть страшно и трепетно, как средь Аро страх, и сомнение, и несчастье распространялись. Жалко было видеть нас в такой беде. И вот радость наша превратилась в скорбь. И был плач и вопль во всех городах и селах.

В тот же год орки взяли и столицу – великий Дреславль, и людей перебили, а город сожгли огнем, и, захватив много пленников и добычи, отступили, затем вернувшись в станы свои. Тогда было смятение большое по всей земле, и сами люди не знали, кто куда бежит.

Не были племена Аро едины, но у каждого был свой князь и хоть каждый из них был храбр и удал, но всё же ничего не могли они сделать против силы Орды. И распространились тогда орки, как река в половодье и не было им никакой преграды.

Многих в полон они тогда забрали – и мужей величавых, и дев прекрасных, и старцев мудрых, и детей юных. Кого в рабство не увели – тех перебили, а трупы их пожрали, словно псы.

Казалось бы, уже всё, и надежды нет, но вот всё же нашлась и на орков управа.

Выступил тогда против них один мудрец-кудесник, что был с эльфами дружен и много странствовал по всей земле, собирая учеников. И имя было ему Скракан.

Собрал Скракан князей вместе в день летний, в месте, что звалось Ар-Кания и долго перед ним речь держал, говорил, что, если не будет между ними единства, так все сгинут. И ученики Скракана, Тенсес и Незеб с ним в том согласны были.

Тогда выступил первый из князей, что звался Валиром, и поклялся он тогда не опускать меча, покуда не будут орки изгнаны с наших земель. И присягнули тогда и другие князья, и назвался тот день Днём Единства, а племена Аро – канийцами.

***

Глава четвертая «Летописи Валиров»

Откуда пошёл род Валирский

Не сразу победа над орками была одержана, но прежде того, много славных битв прошло, много подвигов было совершено.

В начале собирали князья да чародеи войско, разбили орков, что земли грабили, а ведь возглавлял то войско сам сын Черепа, вождя орочьего, проклятый Вихрь Северных.

Одолел тогда Валир в поединке Вихря, так вот потихоньку и начали канийцы орков теснить.

Но что Орда – сегодня она здесь, завтра снова ушла в степи, полон да добычу забрав. Был хитёр старый Череп, вождь орочий, понял он, что сила теперь на стороне канийцев и стал решающей битвы избегать, продолжая свои набеги.

Тогда приказал мудрый Скракан ставить крепости заслонные на путях Орды. И стали воздвигать остроги и заставы. А Тенсес и Незеб, друзья лучшие, закадычные, зорко оком своим чародейским следили за тем куда орки пойдут.

Так и повелось – Валир с дружиной по дорогам скачут, пленных вызволяют, добро возвращают, а крепости сторожат, чтоб никто не прошёл числом большим.

Досталась Валиру как-то раз средь пленников дева красы необычайной, Лебедь прозываемая. Ту Лебедь уж вождь орков, второй сын Черепа – Гром, себе заприметил, думал её рабыней сделать иль того хуже – подать себе на ужин, как блюдо диковинное.

Сыграли тогда свадебку, а вскоре Лебедь и дитё принесла, мальчишку тогда назвали Кватором. И основал затем Кватор город, чьё имя теперь он стал носить. И стал этот город столицей новой.

***

Глава пятая «Летописи Валиров»

О том, как спасена была Кания

Когда те вести достигли ушей старого Черепа, то разозлился он, разгневался, слуг своих перебил, завыл как волк, так как остался у него лишь последний сын. Решил тогда Череп собрать новое войско, что Орды ещё страшнее будет. Призвал он под свои знамёна многие народы – троллей, людоедов, циклопов и даже гоблинов.

Тогда друзья верные, друзья самые лучшие, Тенсес и Незеб небывалое задумали – собрались они как-то вдвоём, оседали коней буланых, да отправились в степь.

Уж незнамо как, но сумели они преодолеть всех врагов у себя на пути, добрались они до стана орочьего. Скрытно они шли, ползли на животе всю дорогу, но вот предстал перед ними шатёр, в котором Череп ночевал.

Ворвались тогда Тенсес и Незеб в шатёр тот, молниями и стрелами огненными разя направо и налево. И вышел вперед старый вождь, выхватил он меч, хотел Тенсеса зарубить, но отразил тот удар Незеб, прикрыл друга своего, хоть и сам ранен был. И вместе тогда сразили они вождя Черепа, схватили его тело и отвезли в степь, где и похоронили.

Но не знали о том орки, и когда пришли они на утро, увидели они только тела стражников. И начали тогда думать друг на друга, и началась у них междоусобица великая. Увидел то последний сын Черепа – Град, и бежал ещё дальше в степи.

А Тенсес и Незеб вернулись, и никто не знал, что случилось, но было ясно – отныне орки не угроза для Кании.

***

Глава шестая «Летописи Валиров»

О дворянстве канийском и распрях

Кончилась война с орками, еще богаче стали города канийские. Были у них и враги – то ламии что учудят, то мантисы урожай погубят, а то и ещё какой враг, новый совсем придёт.

В ту пору у эльфов раскол вышел – не поделили что-то их маги, разошлись в разные стороны. Так в Конклаве магическом места освободились – и приняли тогда эльфы в него сначала Скракана, а затем и Тенсеса с Незебом.

Конклав следил за тем, чтобы никто запретным чародейством не занимался, а коль таких находил, то с ними разговор коротким был.

Великим князем же был молодой Валир, внук Валира, сын Кватора. И хоть звался он князем, вся власть была у Тенсеса с Незебом. Тенсес нравом был спокоен, готов был чужое мнение выслушать, Незеб же, наоборот, был горяч и не любил, когда ему перечили. Долгое время они друг друга дополняли…

Однако, Кания росла с каждым годом, новые земли осваивая. Стала она уж почти как джунская держава в годы рассвета. На юге граничили её земли с жаркими пустынями. На западе и севере – упирались в великий океан. На востоке же – в бескрайние степи.

Валир, сын Кватора был весьма чадолюбив – и детей у него было множество. Всех он их любил, ни одного не обделил своим уделом, сажал он их княжить по всем городам. Со временем потомки валировы и прежние князья и вовсе смешались, так и возникло наше дворянство.

Уж тогда мало им было быть князьями, некоторые стали величать себя королями, а сам Валир, сын Кватора на старости лет объявил себя Императором.

Тенсес на это всё смотрел с насмешкой – ведь всё равно настоящая власть была у него с Незебом. А вот Незеб с каждым годом мрачнел, видя, как гордые валировы внуки с друг другом споры ведут. А где-то ведь дело словами не ограничивалось и в ход шла сталь.

Возможно, стерпел бы это Незеб, но были и те, кто ему на ухо шептал, хотел его с Тенсесом поссорить. Средь худших – Серый Принц, что при дворе держал соглядатаев и татей для тёмных нужд.

И вот однажды крепко Тенсес и Незеб поругались, и хоть была когда-то крепка их дружба, на следующий день они друг другу прислали вызов на магическую дуэль. Но это совсем другая история…